Адрес: 223232, Минская обл., г.Червень,
пл. Свободы, 1

E-mail: isp@cherven.minsk-region.by (для деловой переписки), электронные обращения для обращений граждан и юридических лиц

Телефон: +375 (1714) 2-60-51

Факс: +375 (1714) 2-82-32

Режим работы: Пн.-Пт., 8:00 - 17:00, обед 13:00-14:00, вых. Сб.-Вс.

КУДА ОБРАТИТЬСЯ

Прокуратура

prokuratura

Прокуратура Червенского района с 1 декабря 2017 года открывает «горячую линию» по вопросам борьбы с коррупцией и преступностью. Звонки о фактах коррупции, злоупотреблении служебными полномочиями иными правонарушениями будут приниматься от населения по телефонам 52 558, 52 791, 52 559. Время работы «горячей линии»: ежедневно с 10-00 до 12-00 и  с 15-00 до 17-00, кроме выходных и праздничных дней.

Сообщения граждан будут рассматриваться в соответствии с законодательством об обращениях.

Прокурор Червенского района

советник юстиции А.Л. Шабалинский


ГРАФИК

приема граждан работниками

прокуратуры Червенского района

Прокурор района

Шабалинский Александр Леонидович

понедельник 08.00-17.00

пятница 09.00-18.00

Заместитель прокурора

Стахевич Евгений Михайлович

вторник

среда 09.00-18.00

Старший помощник прокурора

Кукалевич Вадим Владимирович

четверг

пятница 09.00-18.00

Помощник прокурора

Вербицкий Василий Александрович

понедельник

четверг 09.00-18.00

Руководители Генеральной прокуратуры Республики Беларусь

принимают граждан по предварительной записи в следующие дни и часы:

Генеральный прокурор Республики Беларусь Конюк Александр Владимирович

2- й четверг месяца

с 14 до 20 час.

Заместители Генерального прокурора Республики Беларусь Лашин Александр Михайлович

1-й, 3-й понедельник месяца – с 8 до 13 час.

2-й, 4-й понедельник месяца – с 14 до 20 час.

  Дубов Александр Васильевич

1-й, 3-й вторник месяца – с 8 до 13 час.

2-й, 4-й вторник месяца – с 14 до 20 час.

  Стук Алексей Константинович

1-я, 3-я среда месяца – с 8 до 13 час.

2-я, 4-я среда месяца – с 14 до 20 час.

  Дыско Геннадий Иосифович

1-я, 3-я пятница месяца – с 8 до 13 час.

2-я, 4-я пятница месяца – с 14 до 20 час.

О личном приеме граждан и представителей юридических лиц должностными лицами прокуратуры Минской области

Прокурор Минской области Лаврухин Олег Владимирович осуществляет прием граждан и представителей юридических лиц.

1-й вторник месяца с 8.00 до 13.00

3-й вторник месяца с 8.00 до 13.00

Предварительная запись на личный прием прокурором области осуществляется в рабочие дни по телефону 283-19-01 (старший помощник прокурора области по работе с обращениями граждан Размыслович Светлана Леонидовна) либо по тел.203-53-28 (приемная прокурора области ).

Первый заместитель прокурора области Петровский Б.Б., заместители прокурора области Шикунец С.П., Белицкий А.Л.. осуществляют личный прием граждан и представителей юридических лиц без предварительной записи согласно установленному прокурором области графику.

Первый заместитель прокурора области ПЕТРОВСКИЙ БОРИС БОРИСОВИЧ

1-й, 3-й четверг месяца - с 8.00 до 13.00

2-й,4-й понедельник месяца - с 14.00 до 20.00

Заместитель прокурора области Шикунец Сергей Павлович

1-я, 3-я пятница месяца - с 8.00 до 13.00

2-я, 4-я среда месяца - с 14.00 до 20.00

Заместитель прокурора области Белицкий Александр Леонидович

1-я, 3-я пятница месяца - с 8.00 до 13.00

2-й вторник месяца - с 8.00 до 13.00

3-й понедельник, 4-й вторник - месяца с 14.00 до 20.00

Начальники отделов, старшие помощники прокурора области, иные прокурорские работники осуществляют личный прием в рабочие дни с 8.00 до 18.00, согласно графику.

В выходные и праздничные дни дежурные работники прокуратуры области осуществляют прием граждан и представителей юридических лиц с 9.00 до 14.00.

 

IMG 8565 1

ПРОКУРАТУРА В НАЧАЛЕ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

ПРАВОВАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ

КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

(извлечение)

ГЛАВА 7

ПРОКУРАТУРА

Статья 125. Надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами возлагается га Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров.

Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, соответствием закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, в случаях, предусмотренных законом, проводит предварительное следствие, поддерживает государственное обвинение в судах.

Статья 126. Единую и централизованную систему органов прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор, назначаемый Президентом с согласия Совета Республики.

Нижестоящие прокуроры назначаются Генеральным прокурором.

Статья 127. Генеральный прокурор и нижестоящие прокуроры независимы в осуществлении своих полномочий и руководствуются законодательством. В своей деятельности Генеральный прокурор подотчетен Президенту.

Статья 128. Компетенция, организация и порядок деятельности органов прокуратуры определяются законодательством.

ЗАКОН РЕСПУБЛИК БЕЛАРУСЬ

ОТ 8 МАЯ 2007 Г. № 220-З

«О ПРОКУРАТУРЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»

(извлечение)

Статья 1. Прокуратура Республики Беларусь

Прокуратура Республики Беларусь (далее - прокуратура)-единая централизованная система органов, осуществляющих от имени государства надзор за точным и единообразном исполнением нормативных правовых актов на территории Республики Беларусь, а также выполняющих иные функции, установленные законодательными актами.

Статья 4. Задачи и направления деятельности прокуратуры

1.Задачами прокуратуры являются обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, защита прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов.

В целях выполнения этих задач прокуратура осуществляет надзор за:

  • точным и единообразным исполнением законов, декретов указов и иных нормативных правовых актов республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, местными представительными, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными организациями и другими организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее – надзор за исполнением законодательства);
  • исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;
  • исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания;
  • соответствием закону судебных постановлений, а также соблюдением законодательства при их исполнении;
  • соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, также мер принудительного характера.

2.Прокуратура координирует правоохранительную деятельность государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, а также деятельность по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью.

3.Прокуратура проводит предварительное следствие в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Респукблики Беларусь.

4.Прокуроры принимают участие в рассмотрении судами гражданских дел, дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, поддерживают государственное обвинение по уголовным делам,, участвуют в административном процессе в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь, Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь, Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь, и Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Статья 8. Независимость прокурора, подчиненность нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам

  1. Прокурор при осуществлении своих полномочий независим. Какое либо вмешательство в его деятельность недопустимо и влечет за собой установленную законодательными актами ответственность.
  2. Деятельность прокуратуры осуществляется на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам, в том числе Генеральному прокурору Республики Беларусь.
  3. Прокурорские работники не могут быть членами политических партий и иных общественных объединений, преследующих политические цели.

В своей служебной деятельности прокуратура Червенского района строго руководствуется действующим законодательством Республики Беларусь.

Прокуратура района является одним из структурных подразделений органов прокуратуры Республики Беларусь и вносит свой вклад в процессы законности и правопорядка нашего государства. Работники прокуратуры продолжают славные традиции предыдущих поколений.

Становление современной прокуратуры Республики Беларусь происходило в 20-е годы прошлого столетия. Третьей сессией ЦИК БССР 26 июня 1922 года было принято Положение о прокурорском надзоре и учреждена белорусская прокуратура. Именно с этой даты ведется отсчет истории прокуратуры Республики Беларусь.

Формирование новой государственной структуры было завершено в течении 1923 года. С изменением состава самой республики изменялась и структура органов прокуратуры. В 1938 году произошло новое административно-территориальное деление. Были ликвидированы округа и образованы области. С появлением областей были организованы прокуратуры областей.

Приказом прокурора БССР Новика С.Я. от 5 апреля 1938 года была создана прокуратура Минской области, в состав которой и входит нынешняя прокуратура Червенского района.

В 1927 году Червень входил в 9 следственный участок Минской окружной прокуратуры. Из архивных документов следует, что в то время следователями работали Шац, затем Скоробогатый.

В настоящее время создан Следственный комитет Республики Беларусь, в связи с чем должность следователя в органах прокуратуры упразднена. Прокуратура в соответствии с уголовно-процессуальным законом осуществляет надзор за подразделениями Следственного комитета.

Перед войной прокурором района был Дмитрий Михайлович Лопух, отдавший свою жизнь за независимость нашей Родины. По версии В.И. Козлова, автора книги «Верен до конца», он был выдан одним из негодяев, которого прокурор привлекал к ответственности за расхищение социалистической собственности. Его имя вписано в книгу памяти прокуратуры Минской области.

В послевоенные и последующие годы прокуратуру района возглавляли И.В. Шапиро, В.М. Дербан, Н.М. Насеченко, В.Г. Демидович (заслуженный юрист БССР, ветеран Великой Отечественной войны), В.М. Ермалович, М.И. Цыбулько, В.Н. Демидович, В.И. Милько, В.И. Луцеин, С.М. Коваленко, В.В. Кукалевич.

С 2010 года прокуратуру района возглавляет А.Л. Шабалинский.

Подводя итоги работы прокуратуры Червенского района в связи с профессиональным праздником, хотелось бы отметить, что новый состав прокуратуры района – заместитель прокурора Е.М. Стахевич, старший помощник В.В. Кукалевич, помощник В.А. Вербицкй – достойно выполняет задачи, стоящие перед органами прокуратуры по укреплению законности и правопорядка, и добился определенных положительных результатов.

Прокуратурой района пристальное внимание уделяется вопросам эффективной координации деятельности правоохранительных и других государственных органов региона по борьбе с преступностью и коррупцией, надзора за исполнением законодательства о профилактике правонарушений, об обращениях граждан и юридических лиц, земельного природоохранного законодательства. Активно осуществляется надзор за исполнением законодательства в различных сферах жизни, в том числе Директив Президента Республики Беларусь №1-4, Декрета №18. На постоянной основе осуществляется надзор за деятельностью органов дознания и следственного подразделения. Осуществляется действенный надзор за рассмотрением судом района уголовных и гражданских дел.

Прокурор района Александр Шабалинский должное внимание уделяет вопросам координации деятельности правоохранительных органов района, их тесному взаимодействию, что в значительной степени способствует стабилизации криминогенной обстановки, снижению уровня преступности.

Профессионально, вдумчиво, принципиально, с большой отдачей работает заместитель прокурора Стахевич Евгений Михайлович, который надлежащим образом организует надзор за соблюдением законности в деятельности органов дознания и следственного подразделения.

Целеустремленно не считаясь с личным временем, большой вклад в организацию надзора за исполнением законов и законностью правовых актов вносит старший помощник прокурора Вадим Владимирович Кукалевич.

Достойное место в коллективе занимает помощник прокурора Василий Александрович Вербицкий, на которого возложены обязанности по поддержанию государственного обвинения по уголовным делам, по участию в рассмотрении судом гражданских дел.

Почти 30 лет безупречно проработала в должности заведующей канцелярией Алла Викторовна Морозова. Алла Викторовна сейчас продолжает трудится, выполняя работу курьера. Трудовую эстафету приняла ее дочь Забавская Оксана Николаевна, которая старательно исполняет возложенные на нее обязанности.

В любое время, в любую погоду профессионально выполнит свою работу водитель прокуратуры Евгений Владимирович Коротков. Евгений Владимирович поделится жизненным опытом, всегда поддержит и поднимет настроение веселой шуткой.

В прокуратуре района имеются все предпосылки для выполнения возложенных задач – сплоченность коллектива, профессионализм и хорошее знание законодательства, советы и помощь молодым со стороны более опытных работников.

Прокуратура стоит на защите законных прав и интересов граждан и государства.

Прокурор Червенского района

советник юстиции А.Л. Шабалинский


Права потребителей под защитой

Практически каждый гражданин в течение своей жизни выступает в роли потребителя, участника отношений, складывающихся на потребительском рынке. При этом права потребителей зачастую нарушаются. В результате им причиняется существенный материальный и моральный вред.

Правовое регулирование потребительских отношений осуществляется законодательством о защите прав потребителей, при помощи которого  экономически более слабой стороне общественных отношений – потребителю предоставляются правовые льготы и гарантии, вследствие чего происходит выравнивание положения потребителя и его контрагентов. Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» и иным законодательством.

Закон Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» является основным законом в Республике Беларусь, направленным на регулирование отношений между потребителями и изготовителями, продавцами, поставщиками, представителями, исполнителями, ремонтными организациями, возникающие из договоров розничной купли-продажи, подряда, аренды, страхования, хранения, энергоснабжения, комиссии, перевозки пассажира и его багажа, груза, возмездного оказания услуг и иных подобных договоров.

В данной статье пойдет речь о том, как поступить и куда обратиться в случае обнаружения в приобретенном товаре недостатков.

В соответствии с пунктами 1 – 3 ст. 20 Закона «О защите прав потребителей» при обнаружении в приобретенном товаре недостатков потребитель вправе по своему усмотрению предъявить одно из следующих требований:

- о замене его товаром надлежащего качества, при этом замена технически сложных либо дорогостоящих товаров производится лишь при наличии существенных недостатков (ч. 1 п. 2 ст. 20 Закона);

  • о соразмерном уменьшении его цены;
  • о незамедлительном безвозмездном устранении недостатков;
  • о возмещении расходов по устранению недостатков товара;
  • о возврате уплаченной за товар денежной суммы, если вы решили вернуть товар.

Требование можно заявить как в устной, так и в письменной форме, составив его в виде отдельного документа, либо записать его в книге замечаний и предложений продавца.

При изложении требования в письменной форме рекомендуется составлять его в двух экземплярах: один – продавцу, другой – покупателю с отметкой о дате принятия продавцом, либо отправить заказным письмом с уведомлением (с описью вложений). В  документе целесообразно указать: фамилию, имя, отчество, контактные данные (адрес, номер телефона), информацию о том, когда, где и что было приобретено, по какой цене, чем это подтверждается, информацию о недостатке товара, его детальное описание и, в зависимости от выбранного требования, просьбу о незамедлительном безвозмездном устранении недостатков, либо о замене товара на качественный, либо уведомление о расторжении договора с требованием о возврате уплаченной вами стоимости товара, дату и подпись.

По общему правилу обратиться с требованием покупатель может в течение гарантийного срока на товар либо срока годности, а если они не установлены либо гарантийный срок менее 2 лет, то в течение 2 лет с момента получения товара, а в отношении недвижимого имущества - в течение трех лет со дня его передачи потребителю, если более длительные сроки не установлены законодательством и (или) договором.

В случае проведения проверки качества или назначения экспертизы продавец обязан известить покупателя об этом, а также проинформировать о том, что покупатель вправе принимать участие в проверке качества. Экспертиза проводится за счет продавца, однако, если будет установлено, что недостатки отсутствуют или возникли после передачи вам товара вследствие нарушения покупателем установленных правил использования, хранения, транспортировки товара или действий третьих лиц либо непреодолимой силы, покупатель должен будет возместить продавцу расходы на проведение экспертизы и расходы по хранению товара и его транспортировке.

В 2017 году судом Червенского района Минской области с вынесением решения рассмотрено 5 гражданских дел по заявлениям о защите прав потребителей. Вместе с тем в Червенский районный исполнительный комитет поступило 6 письменных и 11 устных заявлений о нарушенных правах потребителя, которые были рассмотрены и разрешены без обращения в судебные органы. Приведенные данные свидетельствуют о том, что не всегда у гражданина имеется необходимость сразу же обращаться в суд.

Пример из судебной практики. В суд Червенского района обратился гражданин А. с заявлением о защите прав потребителя. В обоснование своих доводов истец указал, что в сентябре 2016 года приобрел у ООО «Т» четыре шины для легкового автомобиля, оплатив покупку в размере 870 рублей. При монтаже шин на двух из них были обнаружены дефекты. Считая, что нарушены права потребителя, просил расторгнуть договор купли-продажи в части продажи двух шин и возврата продавцом уплаченной суммы.

В процессе судебного разбирательства было установлено, что в сентябре 2016 года истец приобрел у ООО «Т» по накладной 4 шины, оплатив покупку на сумму 870 рублей. При монтаже шин, на двух из них были обнаружены дефекты, о чем было составлено заключение.

По рекламации две шины были возвращены продавцу для проведения проверки качества. Спорные шины были приобретены продавцом у СООО «Б», в связи с чем ответчик заявил рекламацию поставщику шин СООО «Б».

В октябре 2016 года комиссия СООО «Б», рассмотрев рекламацию и проверив качество 2 представленных шин, дала заключение, согласно которому дефекты шин носят эксплуатационный характер.

В присутствии сторон по делу 30 декабря 2016 года шины были осмотрены экспертом.

Согласно заключения эксперта, имеющиеся механические повреждения характерны для неквалифицированного монтажа шин на колесные диски и не могли образоваться при нарушении условий транспортировки и хранения.

Доводы истца о передаче ему товара ненадлежащего качества не нашли своего подтверждения, в связи с чем гр. А. в иске о расторжении договора в части продажи двух шин и возврата уплаченной суммы судом было отказано. 

Государственную защиту прав потребителя и контроль за соблюдением законодательства о защите таких прав осуществляют уполномоченные государственные органы. В структуре каждого облисполкома, Минского горисполкома, гор(рай)исполкома имеются структурные подразделения по защите прав потребителей, которые обязаны рассматривать заявления, обращения и жалобы потребителей, организовывать разъяснение законодательства и оказывать юридическую помощь населению по вопросам защиты прав потребителя, обращаться в суд с иском о защите прав потребителя.

Пример. В Червенский районный исполнительный комитет поступило обращение гр. Ш. о защите нарушенных прав потребителя. В своем обращении гр. Ш. указала, что в июле 2017 года заключила договор поставки, по условиям которого ЧП «М» обязуется передать в собственность изделия из ПВХ или алюминиевого профиля, а  гр. Ш. принять и оплатить изделия согласно условиям договора.

В установленный договором срок изделия были переданы и гр. Ш., подписав акт приема-передачи изделий, произвела оплату по договору в полном объеме. Спустя время, гр. Ш. обнаружила недостатки в изделии и обратилась в Червенский районный исполнительный комитет за защитой прав потребителей.

Райисполкомом была проведена работа по урегулированию отношений между потребителем и поставщиком. По результатам проведенной работы между сторонами в добровольном порядке было достигнуто соглашение о расторжении договора поставки, а уплаченные денежные средства были возвращены гр. Ш.

Помимо государственных органов помощь оказывает общественное объединение потребителей, которое, в частности, вправе проводить экспертизу товаров (работ, услуг) по факту нарушения прав потребителя, давать на безвозмездной основе консультации по вопросам защиты прав, обращаться по поручению покупателя с претензией к изготовителю (продавцу, поставщику, представителю, исполнителю, ремонтной организации) об устранении нарушений и о возмещении причиненных этими нарушениями убытков, обращаться в суд с иском о защите нарушенных прав, представлять и защищать в суде ваши права и законные интересы и т.д.

Помощник прокурора

Червенского района В.А. Вербицкий


ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА ВОПРЕКИ ЖЕЛАНИЮ ПОТЕРПЕВШЕГО

Государство в зависимости от характера и тяжести совершенного преступления предусматривает в уголовном процессе публичный, частно-публичный и частный порядок уголовного преследования и обвинения в суде.

Уголовные дела частного обвинения возбуждаются лицом, пострадавшим от преступления, путем подачи в суд заявления о совершении в отношении его преступления, а уголовные дела частно-публичного обвинения возбуждаются следователем только по заявлению лица, пострадавшего от преступления. Без заявления потерпевшего такие уголовные дела не возбуждаются.

О том, какие преступления отнесены законодателем к делам частного и частно-публичного обвинения, указано в статье 26 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь. В частности, преступления, предусмотренные ст. 153 УК (умышленное причинение легкого телесного повреждения), отнесены к делам частного обвинения, а преступления, предусмотренные ч. 1 ст. 149 УК (умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения), ч. 1 ст. 154 УК (истязание), ст. 186 УК (угроза убийством, причинением телесных повреждений или уничтожением имущества) – к делам частно-публичного обвинения.

Вместе с тем, прокурор наделен правом возбуждать уголовные дела частного и частно-публичного обвинения без заявления лица, пострадавшего от преступления (далее – потерпевший), и если такие дела возбуждаются прокурором они приобретают публичный характер.

Прокурор может возбудить уголовное дела при отсутствии заявления потерпевшего когда: преступление существенно затрагивает интересы государства и общества (например, совершенное преступление дискредитирует деятельность государственных органов, либо вызвало в обществе широкий общественный резонанс в связи с причинением вреда большому количеству пострадавших; потерпевший находится в служебной или иной зависимости от обвиняемого; потерпевший не имеет возможности самостоятельно защищать свои права и законные интересы (например, если пострадавший является инвалидом, либо боится мести со стороны виновного).

В 2014-2017 гг. прокуратурой района дела частного и частно-публичного обвинения возбуждались, в большинстве случаев, по фактам семейного насилия, когда потерпевшие не желали привлекать преступника к ответственности, но из-за характера преступлений и социального статуса потерпевших возникала необходимость проводить расследование в публичном порядке.

Так, 30.06.2017 г. прокурор возбудил уголовное дело в отношении Поскребко П.Е., который в состоянии алкогольного опьянения по месту жительства ударил кулаком по лицу свою мать, повредив ей зубы. В данном случае уголовное дело возбуждено прокурором потому, что пострадавшая женщина в силу своего возраста, 63 года, была не способна самостоятельно защитить свои права в суде. Кроме того, обстоятельства причинения женщине телесных повреждений требовали прокурорского вмешательства, имея целью предотвратить вероятность совершения в дальнейшем в отношении потерпевшей более тяжкого преступления.

Уголовные дела частного обвинения возбуждаются прокурором и в интересах лиц, живущих, в так называемом, гражданском браке, в тех случаях, когда длительное время совместного проживания, отсутствие прав на жилое помещения или отсутствие каких-либо доходов у одного из них, свидетельствуют о нахождении потерпевшего в зависимом положении. Так, по ст. 153 УК был осужден к 2 месяцам ареста Вергейчик С.П., который в состоянии алкогольного опьянения избил свою сожительницу, сломав ей ребро. Осужденный и потерпевшая проживали вместе около 20 лет.

Случается, что уголовные дела по фактам семейного насилия возбуждаются прокурором и в отношении женщин. В 2016 году, например, к уголовной ответственности по ст. 153 УК была привлечена Шпаковская О.И., которая в состоянии алкогольного опьянения нанесла во время ссоры своему сожителю удар ножом в область поясницы, причинив тому легкие телесные повреждения, повлекшие за собой кратковременное расстройство здоровья. Шпаковской О.И. суд назначил наказание в виде исправительных работ.

Иногда, в ходе предварительного расследования выясняется, что преступником было совершено в отношении близкого родственника тяжкое или особо тяжкое преступление. Например, прокурор 31.03.2016 г. возбудил уголовное дело по ст. 153 УК в отношении Ганчука Р.Н., который подозревался в том, что в состоянии алкогольного опьянения нанес своей престарелой матери удар шуфлядкой по голове, причинив ей рану в теменной области. В ходе предварительного расследования было установлено, что, в действительности, Ганчук Р.Н., схватил престарелую мать за волосы и, приставляя к ее шее и глазу нож, угрожал причинить телесные повреждения, требуя деньги на спиртное, а когда мать сказала, что денег нет, нанес ей деревянными шуфлядками и их составляющими не менее 10 ударов по голове и по рукам. До возбуждения уголовного дела женщина скрывала обстоятельства произошедшего, жалея сына. По результатам расследования, действия Ганчука Р.Н. были переквалифицированы со ст. 153 УК (умышленное причинение легкого телесного повреждения) на ч. 2 ст. 207 УК (разбой, совершенный повторно). Районным судом Ганчук Р.Н. осужден к 8 годам лишения свободы со штрафом в доход государства в размере 900 рублей с конфискацией имущества.

В практике, не редки случаи, когда потерпевшие скрывают обстоятельства получения телесных повреждений, пытаясь помочь преступнику избежать уголовной ответственности, и тем самым, завоевать его расположение и доброе к себе отношение. Характерным примером является уголовное дело, возбужденное прокурором 14.07.2017 г. в отношении Сламенца К.Г. по ч. 1 ст. 154 УК (истязание). Сламенец К.Г. обвинялся в том, что трижды в течение года по месту жительства наносил побои своей жене. На предварительном следствии и в судебном заседании потерпевшая изменила свои показания, поясняя, что муж ее не бил, и что она вызывала милицию от обиды на мужа за то, что тот ссорился с нею. Вину Сламенца К.Г. прокурор доказал в суде показаниями свидетелей и аудиозаписями обращений потерпевшей в РОВД. По результатам рассмотрения дела в суде Сламенец К.Г. был осужден к 1 году лишения свободы условно с испытательным сроком 1 год.

Следует отметить, что существенно осложняет доказывание факта семейного насилия не желание пострадавших зафиксировать характер и локализацию телесных повреждений. Не явка пострадавшего на медицинское освидетельствование, если семейное насилие имело место в отсутствие свидетелей, нередко влечет за собой невозможность для  органов уголовного преследования доказать сам факт семейного насилия.

Случается, что потерпевшему удается помочь преступнику избежать ответственности, что является дурной услугой самому потерпевшему. Так, 19.05.2014 г. прокурор возбудил уголовное дело по ст. 153 УК в отношении Шикова В.Е., который подозревался в том, что будучи в состоянии алкогольного опьянения, нанес удар ножом своему отцу Шикову Е.Г., 01.01.1950 года рождения, причинив тому легкие телесные повреждения, повлекшие за собой кратковременное расстройство здоровья. На предварительном следствии Шиков В.Е. заявил, что занимался приготовлением пищи и держал в руках нож, а его отец, находившийся в состоянии алкогольного опьянения и по причине инвалидности (у отца не было ноги), потерял равновесие и упал на него, сам напоровшись на нож. Потерпевший Шиков В.Е. полностью поддержал версию сына. Опровергнуть версию подозреваемого проведением судебно-медицинской экспертизы не удалось по причине занятой потерпевшим позиции, помочь сыну избежать уголовной ответственности. Поскольку достаточных доказательств виновности Шикова В.Е. в совершении преступления добыть не удалось, уголовное дело 17.07.2014г. было прекращено. А через 4-е месяца, 25.11.2014 г., Шиков В.Е. нанес своему отцу-инвалиду 2 удара ножом по телу, и тот от полученных телесных повреждений скончался на месте происшествия.

В заключение, должен отметить, что прокуратура района возбуждает уголовные дела частного и частно-публичного обвинения лишь в исключительных случаях,  когда пострадавшее от преступления лицо, находится в зависимом от преступника положении, или когда поведение преступника очевидно свидетельствует о возможности совершения им в дальнейшем тяжкого преступления.

Заместитель прокурора Червенского района

младший советник юстиции Е.М.Стахевич

Прочитано 3503 раз (а) Последнее изменение: 12.01.2018